Медицинское образование в условиях ускоренной цифровизации образовательного процесса на фоне коронавирусной инфекции, вызванной вирусом COVID-19

Загрузки

Авторы

  • О.А. Успенская 1, д.м.н., доцент, зав. кафедрой терапевтической стоматологии
    ORCID: 0000-0003-2395-511X, AuthorID: 595149
  • С.А. Спиридонова 1, к.м.н., доцент кафедры терапевтической стоматологии
    AuthorID: 945063
  • О.М. Брагина 1, к.м.н., доцент кафедры ортопедической стоматологии
    ORCID: 0000-0002-8867-2885, AuthorID: 940300
  • К.А. Рузина 1, студентка IV курса стоматологического факультета
    ORCID: 0000-0002-6064-1649, AuthorID: 1110445
  • 1 Приволжский исследовательский медицинский университет, 603005, Нижний Новгород, Россия

Аннотация

Из-за пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией, и перехода вузов на дистанционный формат обучения, цифровизация образовательного процесса была значительно ускорена. Цифровые технологии позволяют повысить качество обучения, способствуют формированию навыков самоконтроля среди студентов. Однако традиционные системы образования не в состоянии быстро приспособится к новым способам обучения, что может привести к девиантному поведению среди студентов. Цель исследования — изучить степень удовлетворенности эффективностью и качеством дистанционной формы обучения студентов Приволжского исследовательского медицинского университета.
Материалы и методы.
В исследовании приняли участие 273 студента, в ходе которого они прошли анонимный опрос через интернет о форме организации дистанционного обучения. Студентам было предложено оценить их психоэмоциональный статус при помощи теста САН (самочувствие, активность, настроение), оценить качество полученных знаний и предложить меры по улучшению процесса дистанционного обучения.
Результаты.
Организацию дистанционного обучения в вузе достаточно высоко оценили 29,4% студентов, 35,3% удовлетворены работой дистанционного портала, 35,3% выразили неудовлетворенность. К числу недостатков удаленного обучения все (100%) опрошенные отнесли отсутствие демонстрации практических навыков, невозможность их отработки; 48,3% опрошенных отмечали недостаток живого общения с преподавателем, 51,3% — отсутствие командной работы.
Выводы.
В наибольшей степени на качество обучения оказывает влияние личная заинтересованность отдельного студента в учебном процессе. Для благоприятного перехода на дистанционное обучение необходимо высокое качество его организации и поддержание взаимодействия студент—преподаватель и студент—студент в дистанционном формате. К плюсам дистанционного обучения можно отнести то, что в кратчайшие сроки были созданы огромные базы учебного материала, освоены новые образовательные платформы и новые коммуникативные навыки.

Ключевые слова:

цифровая образовательная среда, COVID-19, тест САН, дистанционное обучение

Для цитирования

[1]
Успенская О.А., Спиридонова С.А., Брагина О.М., Рузина К.А. Медицинское образование в условиях ускоренной цифровизации образовательного процесса на фоне коронавирусной инфекции, вызванной вирусом COVID-19. — Клиническая стоматология. — 2021; 24 (2): 136—140

Список литературы

  1. Loyko O., Dryga S., Park J., Palianov M. Modern professional education in the global society: comparative study. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015; 206: 464—8. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.10.084.
  2. Csikosova A., Teplicka K., Senova A. Communication and humanization of university education through e-learning. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2012; 46: 2978—82. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.05.600.
  3. Ефремова О.Н., Плотникова И.В., Павлик Н.Б. Оценка использования дистанционных технологий в образовательном процессе с позиции удовлетворенности студентов. — Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2017; 5: 70—4DOI: 10.20339/AM.05-17.070.
  4. European Commission. Survey of schools: ICT in education. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013. 182 p. DOI: 10.2759/94499.
  5. Livingstone S. Critical reflections on the benefits of ICT in education. Oxford Review of Education. 2012; 38 (1): 9—24. DOI: 10.1080/03054985.2011.577938.
  6. Yuan J., Kim C. Guidelines for facilitating the development of learning communities in online courses. Journal of Computer Assisted Learning. 2014; 30 (3): 220—32. DOI: 10.1111/jcal.12042.
  7. Holzmann P., Hartlieb E., Roth M. From engineer to entrepreneur Entrepreneurship education for engineering students: the case of the entrepreneurial Campus Villach. International Journal of Engineering Pedagogy. 2018; 8 (3): 28—39. DOI: 10.3991/ijep.v8i3.7942.
  8. Vinogradova M., Konstantinov V., Prasolov V., Lukyanova A., Grebenkina I. Level entrepreneurship-role in the digital economy, tendencies of improvement of the information support system. Journal of Entrepreneurship Education. 2019; 22 (5). eLIBRARY ID: 43210982.
  9. Kenney M., Zysman J. Choosing a future in the platform economy: the implications and consequences of digital platforms. Kauffman Foundation New Entrepreneurial Growth Conference, Discussion Paper. Amelia Island Florida, 2015. https: //brie.berkeley.edu/sites/default/files/platformeconomy2distributejune21.pdf.
  10. Rippa P., Secundo G. Digital academic entrepreneurship: the potential of digital technologies on academic entrepreneurship. Technological Forecasting and Social Change. 2019; 146: 900—11. DOI: 10.1016/j.techfore.2018.07.013.
  11. Мальцева С.М., Балашова Е.С., Богачева А.В., Котова А.В. Проблема формирования самоконтроля студентов в процессе обучения в вузе. — Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020; 9 (1): 24—7 eLIBRARY ID: 42512724.
  12. Мартышенко С.Н. Влияние Интернета на формирование коммуникационной среды современной молодежи. — Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020; 9 1 (30): 185—9 eLIBRARY ID: 42512766.
  13. Соколовская И.Э. Цифровизация педагога как важный процесс развития обучаемых. — Человеческий капитал. — 2019; 12—2 (132): 540—4 eLIBRARY ID: 41881857.
  14. Татаринов К.А. Методические аспекты разработки мультимедийных курсов электронного обучения. — Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020; 9 (1): 227—80. eLIBRARY ID: 42512788.
  15. Kurita K., Managi S. COVID-19 and stigma: Evolution of self-restraint behavior. Munich Personal RePEc Archive. 2020. https: //mpra.ub.uni-muenchen.de/107178/.
  16. Katafuchi Y., Kurita K., Managi S. COVID-19 with stigma: Theory and evidence from mobility data. Econ Disaster Clim Chang. 2020; 1—25. PMID: 32984755.
  17. Токмакова С.И., Бондаренко О.В., Луницына Ю.В. Опыт дистанционного обучения студентов стоматологического факультета в условиях пандемии COVID-19. — Современные проблемы науки и образования. — 2020; 3: 6. eLIBRARY ID: 43079475.
  18. Кудрявцева Т.В., Орехова Л.Ю., Ванчакова Н.П., Тачалов В.В., Лобода Е.С. Роль психотипа преподавателя-стоматолога в определении профессиональной пригодности в системе профессионального медицинского образования. — Пародонтология. — 2016; 21 (1): 30—3 eLIBRARY ID: 25647071.
  19. Forgasz H. Factors that encourage and inhibit computer use for secondary mathematics teaching. Journal of Computers in Mathematics and Science Teaching. 2006; 25 (1): 77—93. https: //www.learntechlib.org/primary/p/6100/.
  20. Goos M. A sociocultural analysis of the development of pre-service and beginning teachers’ pedagogical identities as users of technology. Journal of Mathematics Teacher Education. 2005; 8: 35—59. DOI: 10.1007/s10857-005-0457-0.
  21. Thomas M.O.J. Teachers using computers in the mathematics classroom: A longitudinal study. In: proceedings 30th Conference of the International Group for the Psychology of Mathematics Education. Vol. 5. Prague: Charles University, 2006. Pp. 265—272.
  22. Oprea M., Miron C. Mobile phones in the modern teaching of physics. Romanian Reports in Physics. 2014; 66 (4): 1236—52. http: //www.rrp.infim.ro/2014_66_4/A30.pdf.
  23. Lazar I., Panisoara G., Panisoara I.-O. Adoption of digital storytelling tool in natural sciences and technology education by pre-service teachers using the technology acceptance model. Journal of Baltic Science Education. 2020; 19 (3): 429—53. DOI: 10.33225/jbse/20.19.429.
  24. Sappey J., Relf S. Digital technology education and its impact on traditional academic roles and practices. Journal of University Teaching & Learning Practice. 2010; 7 (1): 1—17. https: //ro.uow.edu.au/jutlp/vol7/iss1/3.
  25. Echenique E.E.G, Molías L.M., Bullen M. Students in higher education: Social and academic uses of digital technology. RUSC. Universities and Knowledge Society Journal. 2015; 12 (1): 25—37. DOI: 10.7238/rusc.v12i1.2078.
  26. Reich S., Simon J.F., Ruedinger D., Shortall A., Wichmann M., Frankenberger R. Evaluation of two different teaching concepts in dentistry using computer technology. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2007; 12 (3): 321—9. PMID: 16847734.
  27. Al-Dahir S., Bryant K., Kennedy K.B., Robinson D.S. Online virtual-patient cases versus traditional problem-based learning in advanced pharmacy practice experiences. Am J Pharm Educ. 2014; 78 (4): 76. PMID: 24850938.
  28. Balslev T., de Grave W.S., Muijtjens A.M.M., Scherpbier A.J.J.A. Comparison of text and video cases in a postgraduate problem-based learning format. Med Educ. 2005; 39 (11): 1086—92. PMID: 16262803.
  29. Kim J.-H., Shin J.-S. Effects of an online problem-based learning program on sexual health care competencies among oncology nurses: a pilot study. J Contin Educ Nurs. 2014; 45 (9): 393—401. PMID: 25153429.
  30. Bowdish B.E., Chauvin S.W., Kreisman N., Britt M. GTravels towards problem based learning in medical education (VPBL). Instructional Science. 2003; 31: 231—53 DOI: 10.1023/A:1024625707592.

Загрузки

Поступила

01.04.2021

Принята

13.05.2021

Опубликовано

01.06.2021