Role and significance of medical documentation for dental care quality review. Literature review (part 1)

Authors

  • E.O. Bochkovskaia 1, врач-стоматолог-ортопед
  • 1 ЛДЦ «Оника», Санкт-Петербург

Abstract

Stomatological community realizes the necessity of medical activities quality and safety control and the importance of medical care quality review. Legal framework in general provides efficiency of medical activities quality and safety control and medical care quality expert study, but normative legal base requires improvement in order to bring it to conformity with Federal Law No. 2300-1 «On Protection of Consumers' Rights» dd. 07.02.1992. One of the requirements to medical organizations, regardless of their organizational and legal basis and form of ownership, during licensure, is maintenance of medical documentation in strict conformity with regulatory acts of the Ministry of Health of the Russian Federation. Some authors specify that a patient file of a stomatological patient is not only an obligatory official medical and legal document, but also a certificate of doctor’s maturity, certifying the level of medical judgment and professional competence of the doctor. It is designed for permanent registration of patient's condition and response to treatment.

Key words:

medical activities quality and safety control, medical care quality expert study, patient file of a stomatological patient

For Citation

[1]
Bochkovskaia E.O. Role and significance of medical documentation for dental care quality review. Literature review (part 1). Clinical Dentistry (Russia).  2017; 2 (82): 74—79

References

  1. Аванесов А.М., Сагина О.В. Контроль качества оказания лечебно-профилактической стоматологической помощи населению РФ. Методические рекомендации. - М.: РУДН, 2004. - 33 с.
  2. Алимский А.В. Принципиальные подходы к формированию системы оценок качества стоматологической помощи населению. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2004; 3: 22-4.
  3. Алпатова Л.М. Программный метод экспертной оценки качества лечения зубов. - Стоматология для всех. - 2000; 4: 47-9.
  4. Ананьева Н.Г. Совершенствование системы экспертизы качества стоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности: автореф. дис. … к.м.н. - 2000. - 21 с.
  5. Баученкова Л.А., Смирнова Л.Е., Вагнер В.Д. Экспертная оценка заполнения медицинской карты стоматологического больного при болезнях периапикальных тканей. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2014; 2 (43): 40-2.
  6. Бикулич И.В. Основные направления совершенствования экспертизы качества стоматологической помощи при реализации программ ДМС: дис. … к.м.н. - М., 2004. - 221 с.
  7. Бойко В.В., Кураскуа А.А. Документно-информационное сопровождение пациента в клинике по векторному принципу. - Материалы XIV и XV Всероссийских научно-практических конференций и Труды Х съезда Стоматологической ассоциации России. - М., 2005. - С. 167-169.
  8. Бутова В.Г., Зимина Э.В., Каплан М.З. Управление качеством стоматологической помощи. - М.: STBOOK, 2007. - 224 с.
  9. Вагнер В.Д., Дейнеко Л.Г., Калбаев А.А. Значение медицинской документации для анализа производственной деятельности стоматологической поликлиники. - Институт стоматологии. -2004; 4 (25): 6-7.
  10. Вагнер В.Д., Семенюк В.М., Чекунков О.В. Путеводитель по стоматологии ортопедической. - М.: Медицинская книга; Н. Новгород: НижГМА, 2004. - 581 с.
  11. Михайлов С.М., Цветков А.Н., Карачевцева М.А. и др. Выбор метода вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территориальном уровне: метод. пособие. - М.: ФФОМС, 2001. - 92 с.
  12. Гажва С.И., Абрамова Е.Е. Качество медицинской документации - залог успеха врача-стоматолога. - Материалы XIV и XV Всероссийских научно-практических конференций и Труды Х съезда Стоматологической ассоциации России. - М., 2005. - С. 169-171.
  13. Горкина Н.Н., Быкова Е.А. О новом слове в управлении качеством в области стоматологии. - Стоматология сегодня. -2001; 9 (11): 10-1.
  14. Дьяченко В.Г., Курбетьев С.Г., Галеса С.А. Управление качеством услуг в современной стоматологии. - Хабаровск: Амурбланкиздат, 2005. - 467 с.
  15. Смирнова Л.Е., Вагнер В.Д., Гуськов А.В. и др. Законодательное и нормативное правовое обеспечение экспертизы качества стоматологической помощи. - Стоматология. - 2015; 6: 60.
  16. Зарипова Э.М., Зарипов И.Л., Чернавский А.Ф. Оценка качества оказания медицинской помощи, как одна из важнейших составляющих стратегии успешной работы клиники. Качество оказания медицинской стоматологической помощи: способы достижения, критерии и методы оценки. - Сборник статей Международной научно-практической конференции (17-18 марта 2016 г.) - Казань: Казан. ун-т, 2016. - С. 86-91.
  17. Мартыненко В.Ф., Мустафин А.Х., Серегина И.Ф. и др. Использование информационных технологий в управлении качеством медицинской помощи: методические рекомендации МЗ и СР РФ. - М., 2005. - 34 с.
  18. Смирнова Л.Е., Гуськов А.В., Вагнер В.Д. и др. Контроль качества медицинской помощи и его законодательное и нормативное правовое обеспечение. - Стоматология. - 2015; 6: 60-2.
  19. Котенко С.В., Вагнер В.Д., Ивасенко П.И. Организация центров экспертизы в области здравоохранения и административных комиссий в целях обеспечения качества стоматологической помощи населению. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2001; 3: 26-32.
  20. Кудрявцева Т.В., Орехова Л.Ю. Возможные механизмы и уровни контроля качества стоматологической помощи населению. - Стоматология. - 2000; 2: 43-4.
  21. Кулаков А.А., Шестаков В.Т. Основные факторы, определившие необходимость решения проблем экспертизы качества и управления качеством оказания стоматологической помощи. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2009; 1: 35-44.
  22. Вагнер В.Д., Захаров А.В., Гуляева Т.А. и др. Медицинская карта стоматологического больного - документ медицинский или юридический. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2002; 1 (6): 82-3.
  23. Старченко А.А., Зинланд Д.А., Третьякова Е.Н. и др. Менеджмент качества стоматологической помощи: критерии ненадлежащего качества в системе ОМС. - Материалы XXV и XXVI Всероссийских науч.-практ. конф. - М., 2011. - С. 151-154.
  24. Малый А.Ю. (ред.), Тимофеева-Кольцова Т.П., Ирошникова Е.С. и др. Методы обследования, диагностики, профилактики и ортопедического лечения пациентов с дефектами твердых тканей зубов и зубных рядов несъемными конструкциями зубных протезов. Методические указания для студентов в 2 частях. - Ч. 2. - М.: МГМСУ, 2009. - 72 с.
  25. Назаренко Г.И., Полубенцева Е.И. Управление качеством медицинской помощи. - М.: Медицина, 2000. - 367 с.
  26. Низамов И.Р. Цель - повышение качества медицинской помощи населению. - Мед. страхование. - 1996; 13-14: 38-41.
  27. Тучик Е.С., Полуев В.И., Вагнер В.Д. и др. О значении первичной медицинской документации при оценке качества оказания стоматологической помощи пациентам. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2000; 2: 66-7.
  28. Опарко А.А. «ЭЛЕСТОМ» - залог качества оказания стоматологической помощи гражданам России. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2015; 3 (47): 22-9.
  29. Кулаков А.А., Шестаков В.Т., Андреева С.Н. и др. Организация и проведение экспертизы качества стоматологической помощи. - М., 2009. - 122 с.
  30. Кунин В.А., Чередников Е.Ф., Ширяева Л.Р. и др. Организация управления качеством в условиях стоматологической клиники. - Материалы XVI Всероссийской науч.-практ. конф. и Труды XI съезда Стоматологической ассоциации России и VIII съезда стоматологов России. - М., 2006. - С. 131-133.
  31. Лебеденко И.Ю., Арутюнова С.Д., Ряховский А.Н. (ред.). Ортопедическая стоматология: национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 824 с.
  32. Пашинян Г.А., Добровольская Н.Е. Дефекты оформления медицинской документации и их значение для наступления гражданско-правовой ответственности. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2009; 3: 60-5.
  33. Полилов Д.А. Компьютеризация стоматологической клиники: за и против. - Стоматология сегодня. - 2011; 8: 75.
  34. Попова Т.Г. Амбулаторная карта стоматологического больного - важный источник информации в гражданском судопроизводстве. Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. - Всероссийское общество судебных медиков и московское общество судебных медиков. Выпуск № 1. - 2007. - С. 51-52.
  35. Вагнер В.Д., Лапина А.К., Смирнова Л.Е. и др. Протокол экспертизы качества заполнения медицинской карты ортодонтического пациента при диагностике зубочелюстных аномалий и деформаций. - Клиническая стоматология. - 2016; 1 (77): 36-9.
  36. Прохончуков А.А., Вагнер В.Д. Компьютерная версия медицинской карты стоматологического больного - объективная необходимость. - Материалы XIII Всероссийской науч.-практ. конф. - М.: Мед. книга, 2004. - С. 119-121.
  37. Кулаков А.А., Шестаков В.Т., Гветадзе Р.Ш. и др. Роль Центрального научно-исследовательского института стоматологии и челюстно-лицевой хирургии в организации стоматологической службы страны. - М., 2013. - 575 с.
  38. Селиверстова Е.А. Экспертиза медицинской карты стоматологического больного пациентов с болезнями слизистой оболочки рта. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2014; 2 (43): 43-5.
  39. Сенина Л.В. Роль заведующих стоматологическими отделениями детских отделений в обеспечении качества лечебно-профилактической помощи. - Материалы межвузовской научн. конф. с международным участием. - М., 2009. - С. 41-42.
  40. Сенина Л.В., Виноградова О.В. Социальные аспекты контроля качества стоматологической помощи. - Дентал-Юг. - 2012; 8 (104): 48-51.
  41. Серегин С.С. Использование медицинских информационных систем в клинике при дентальной имплантации: автореф. дис. … к.м.н. - М., 2016. - 26 с.
  42. Максимовский Ю.М., Гринин В.М., Бутова В.Г. и др. Совершенствование лечебно-диагностической работы и системы контроля качества в негосударственных организациях. Учебно-методическое пособие. - М., 2002. - 14 с.
  43. Максимовский Ю.М., Аванесов А.М., Дойников А.И. и др. Современные принципы организации работы стоматологических учреждений России. Учебное пособие. - М.: МЦФЭР, 2004. - 480 с.
  44. Соловьева А.М. Разработка документации для проведения экспертной оценки качества эндодонтического лечения. - Эндодонтия today. - 2002; 3-4: 8-10.
  45. Котова Г.Н., Нечаева Е.Н., Гучек П.А. и др. Социологическая оценка качества медицинской помощи. - Здравоохранение РФ. - 2001; 4: 22-6.
  46. Те Е.А., Лахмотко Г.И., Темерханов Ф.Т. Организация системы управления обеспечением качества стоматологической помощи населению Кемеровской области. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2004; 2: 51-6.
  47. Трезубов В.В. Автоматизированная система оценки качества ортопедической стоматологической помощи «ТРЕМИ». - Инф. бюллетень офиц. регистрации программ для ЭВМ, баз данных и типология интегральных микросхем РосАПО. - 2012; 4 (64), ч. 1: 36.
  48. Тучик Е.С., Полуев В.И. Еще раз к вопросу о значении медицинской документации. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2002; 2 (7): 43-4.
  49. Тучик Е.С., Полуев В.И., Логинов А.А. О значении медицинской документации при спорах о качестве оказания стоматологической услуги (случай из практики). - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2001; 2 (4): 66-70.
  50. Цимбалистов А.В., Зултан О.Я., Голинской Ю.Г. Анализ конфликтных ситуаций в стоматологической практике Санкт-Петербурга. - Труды V съезда Стоматологической ассоциации России (Москва, 14-17 сентября 1999 г.). - М., 1999. - С. 37-38.
  51. Кулаков А.А., Шестаков В.Т., Аржанцев А.П. и др. Экспертиза качества оказания стоматологической помощи (клинические аспекты). - М., 2012. - 398 с.

Published on

June 1, 2017