DOI:

10.37988/1811-153X_2021_4_106

Эмоциональные аспекты комплексной реабилитации стоматологических пациентов

Загрузки

Авторы

  • С.В. Апресян 1, д.м.н., профессор кафедры ортопедической стоматологии
    ORCID ID: 0000-0002-3281-707X, Author ID: 741742
  • А.Г. Степанов 1, д.м.н., профессор кафедры стоматологии
    ORCID ID: 0000-0002-6543-0998, Author ID: 737926
  • Н.Ю. Анисимова 2, к.м.н., доцент кафедры обезболивания в стоматологии
    ORCID ID: 0000-0002-3073-7041, Author ID: 877692
  • Д.О. Сысоев 3, клинический психолог
  • В.К. Суонио 1, врач-стоматолог
  • 1 РУДН, 117198, Москва, Россия
  • 2 МГМСУ им. А.И. Евдокимова, 127473, Москва, Россия
  • 3 НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», 121170, Москва, Россия

Аннотация

В данной статье обосновано привлечение в протокол первичной консультации для планирования стоматологического лечения с применением современных компьютерных технологий музыкального компонента в виде пения пациента.
Материалы и методы.
В исследовании участвовали 46 пациентов, обратившихся для проведения комплексной стоматологической реабилитации. Пациенты были поделены на две равные группы — основную и контрольную. В группе исследования пациентам основной группы на первичной консультации во время видеопротокола включали элемент пения. Оценку функционального состояния пациентов проводили, измеряя артериальное давление и частоту сердечных сокращений до и после консультации. Видеозаписи разговора с пациентом анализировали психологи, которые фиксировали проявления основных эмоций. Уровень напряжения и стресса определяли с помощью устройства Engy Beat (Россия). Анализ проводили по показателям индекса стресса и диаграммы Баевского, отображающей по одной оси напряжение, по второй — резервные силы организма к восстановлению психоэмоционального состояния. Результаты и обсуждение. По результатам исследования, в организме у пациентов основной группы в момент пения уровень стресса резко снижался. При исходном значении индекса стресса 344,0±41,3 в основной группе и 320,0±35,2 в группе сравнения после проведения консультации этот показатель снизился до 55,0±11,2 и 220,0±31,3 соответственно. Аналогичная положительная динамика отмечалась при анализе результатов измерения физиологических состояний, в виде снижения частоты сердечных сокращений в основной группе с 82,0±10,1 до 70,0±11,7. Все 23 пациента основной группы остались на дальнейшее лечение в клинике и до окончания стоматологической реабилитации приходили на приемы в хорошем настроении. Это дает основание делать выводы о целесообразности включения элементов пения пациентов в адаптационный этап первичной консультации.

Ключевые слова:

цифровое планирование, цифровая стоматология, эмоции, уровень стресса, психоэмоциональное напряжение, диаграмма Баевского

Для цитирования

[1]
Апресян С.В., Степанов А.Г., Анисимова Н.Ю., Сысоев Д.О., Суонио В.К. Эмоциональные аспекты комплексной реабилитации стоматологических пациентов. — Клиническая стоматология. — 2021; 24 (4): 106—112. DOI: 10.37988/1811-153X_2021_4_106

Список литературы

  1. Keltner D., Ekman P. Emotion: An overview. — In: Kazdin A.E. (ed.) Encyclopedia of Psychology. Vol. 3. — American Psychological Association, 2000. — Pp. 162—167. DOI: 10.1037/10518-062
  2. Rosenberg E.L., Ekman P., Jiang W., Babyak M., Coleman R.E., Hanson M., O.’Connor C., Waugh R., Blumenthal J.A. Linkages between facial expressions of anger and transient myocardial ischemia in men with coronary artery disease. — Emotion. — 2001; 1 (2): 107—15. PMID: 12899191
  3. Fredrickson B.L., Losada M.F. Positive affect and the complex dynamics of human flourishing. — Am Psychol. — 2005; 60 (7): 678—86. PMID: 16221001
  4. Анисимова Е.Н., Зиновьев И.А., Анисимова Н.Ю., Голикова А.М. Разработка и применение психологического метода коррекции тревожности у беременных женщин на амбулаторном стоматологическом приеме. — Стоматолог. Минск. — 2021; 1 (40): 58—62. eLIBRARY ID: 44878326
  5. Mast M.S. On the importance of nonverbal communication in the physician-patient interaction. — Patient Educ Couns. — 2007; 67 (3): 315—8. PMID: 17478072
  6. Mast M.S., Hall J.A., Köckner C., Choi E. Physician gender affects how physician nonverbal behavior is related to patient satisfaction. — Med Care. — 2008; 46 (12): 1212—8. PMID: 19300310
  7. Roter D.L., Frankel R.M., Hall J.A., Sluyter D. The expression of emotion through nonverbal behavior in medical visits. Mechanisms and outcomes. — J Gen Intern Med. — 2006; 21 Suppl 1: S28—34. PMID: 16405706
  8. Старикова И.В., Радышевская Т.Н., Бобров Д.С., Тамазян Н.Г. Уровень тревожности и некоторые показатели гемодинамики у стоматологических больных. — Современные проблемы науки и образования. — 2019; 2. eLIBRARY ID: 37395187.
  9. Rolfe A., Cash-Gibson L., Car J., Sheikh A., McKinstry B. Interventions for improving patients› trust in doctors and groups of doctors. — Cochrane Database Syst Rev. — 2014; 3: CD004134. PMID: 24590693
  10. Анисимова Е.Н., Гасанова З.М., Молчанов А.С., Рязанцев Н.А. Психологический способ коррекции страха и тревоги перед стоматологическими вмешательствами. — Эндодонтия today. — 2012; 1: 31—35. eLIBRARY ID: 17657156.
  11. Ерилин Е.А., Анисимова Е.Н., Анисимова Н.Ю. Методы оценки психоэмоционального состояния пациентов в условиях амбулаторного стоматологического приема. — Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. — 2016; 2: 124—130. eLIBRARY ID: 26423857.
  12. Ekman P. Are there basic emotions? — Psychol Rev. — 1992; 99 (3): 550—3. PMID: 1344638
  13. Анисимова Н.Ю. Пациенты с дентофобией на стоматологическом приеме. — Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2014; 5 (146): 123—128. eLIBRARY ID: 21570996
  14. Кручинин В.Ю. Изменение психоэмоционального состояния пациентов на фоне стоматологического лечения. — Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014; 7: 50—52. eLIBRARY ID: 21610120
  15. Митин Н.Е., Родина Т.С., Гуськов А.В., Юдин А.В. Исследование психоэмоционального состояния пациентов на стоматологическом приеме. — Клиническая стоматология. — 2018; 4 (88): 80—82. eLIBRARY ID: 36517626
  16. Бойко В.В. Физический дискомфорт на стоматологическом приеме: формы, выявление, преодоление. — СПб.: Сударыня, 2003. — 77 с. eLIBRARY ID: 19532986
  17. Акарачкова Е.С. Особенности современной противотревожной терапии у соматических больных. — Terra Medica Nova. — 2006; 3 (43): 29—31. eLIBRARY ID: 16370615.
  18. Yfantopoulos J., Protopapa M., Chantzaras A., Yfantopoulos P. Doctors’ views and strategies to improve patients’ adherence to medication. — Hormones (Athens). — 2021; 20 (3): 603—611. PMID: 33914291
  19. Coachman C., Calamita M.A., Sesma N. Dynamic documentation of the smile and the 2D/3D digital smile design process. — Int J Periodontics Restorative Dent. — 2017; 37 (2): 183—193. PMID: 28196157
  20. Апресян С.В., Степанов А.Г., Варданян Б.А. Цифровой протокол комплексного планирования стоматологического лечения. Анализ клинического случая. — Стоматология. — 2021; 100 (3): 65—71. eLIBRARY ID: 46222733.
  21. Апресян С.В., Степанов А.Г., Ретинская М.В., Суонио В.К. Разработка комплекса цифрового планирования стоматологического лечения и оценка его клинической эффективности. — Российский стоматологический журнал. — 2020; 24 (3): 135—140. eLIBRARY ID: 44005658
  22. Апресян С.В., Суонио В.К., Степанов А.Г., Ковальская Т.В. Оценка функционального потенциала CAD-программ в комплексном цифровом планировании стоматологического лечения. — Российский стоматологический журнал. — 2020; 24 (3): 131—134. eLIBRARY ID: 44005657
  23. Летунова Н.Ю. Особенности использования метода мотивационного интервьюирования у пациентов с дентофобией в амбулаторной практике. — Архивъ внутренней медицины. — 2016; 1 (6): 119. eLIBRARY ID: 25910249
  24. Ekman P. Basic Emotions. — In: Dalgleish T., Power M.J. (eds.) Handbook of Cognition and Emotion. — John Wiley & Sons, 1999. — Pp. 45—60. DOI: 10.1002/0470013494.ch3
  25. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения. — Ультразвуковая и функциональная диагностика. — 2001; 3: 106—127. eLIBRARY ID: 25990135

Загрузки

Поступила

25.08.2021

Принята

18.10.2021

Опубликовано

01.12.2021