Современные методы освоения теоретических и практических навыков местного обезболивания в стоматологии

Авторы

  • Ю.Л. Васильев 1, д.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского
  • С.А. Рабинович 2, д.м.н., профессор, зав. кафедрой обезболивания в стоматологии
  • И.М. Байриков 3, д.м.н., член-корр. РАН, профессор, зав. кафедрой челюстно-лицевой хирургии и стоматологии
  • Э.В. Величко 4, к.м.н., доцент кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний
  • П.Ю. Столяренко 3, к.м.н., доцент кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии
  • А.Д. Каштанов 1, студент III курса Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского
  • Х.М. Дарауше 5, врач-исследователь, челюстно-лицевой хирург
  • 1 Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
  • 2 МГМСУ им. А.И. Евдокимова
  • 3 СамГМУ
  • 4 РУДН
  • 5 Стоматологическая клиника ООО «Новодента», Москва

DOI:

10.37988/1811-153X_2020_4_37

Аннотация

Технологии виртуальной и дополненной реальности представляют собой следующий шаг на пути формирования/получения медицинского образования. Согласно образовательным стандартам, обучающимся на додипломном уровне не разрешается самостоятельная клиническая работа. Однако постоянные тренинги на стандартизованных пациентах могут приводить к заучиванию оторванных от реальной жизни ситуаций. Сложность реализации образовательного процесса по дисциплине «местное обезболивание в стоматологии» во многом обусловлена дефицитом симуляторов с интегрированной оценочной шкалой, а также отсутствием обратной связи с «пациентом». Целью данной работы является актуализация информации по современным методам симуляционного обучения в стоматологии по профилю

«Местное обезболивание». Материалы и методы. Проведен поиск рефератов и полнотекстовых статей в данных PubMed, Google Scholar и РИНЦ за 2010—2019 гг. Выводы. Показано определенное преимущество виртуальной реальности над дополненной, где симуляторы предоставляют возможности для интерактивного, стандартизованного обучения, объективизации оценки действий обучающихся, вовлекают студентов в самостоятельный процесс обучения, существенно снижают стоимость обучения и способствуют лучшему формированию практических навыков будущего врача.

Ключевые слова:

симуляционное обучение, местное обезболивание, индивидуальный подход, виртуальная реальность, обратная связь от пациента

Для цитирования

[1]
Васильев Ю.Л., Рабинович С.А., Байриков И.М., Величко Э.В., Столяренко П.Ю., Каштанов А.Д., Дарауше Х.М. Современные методы освоения теоретических и практических навыков местного обезболивания в стоматологии. — Клиническая стоматология. — 2021; 4 37-42. DOI: 10.37988/1811-153X_2020_4_37

Список литературы

  1. Севбитов А.В., Васильев Ю.Л., Скатова Е.А. Опыт использования симуляторов 3 уровня реалистичности в стоматологии на примере изучения методов проводникового обезболивания. — Стоматология. — 2016; 6: 48—50. eLIBRARY ID: 28129581
  2. Lone M., McKenna J.P., Balta J.Y., O’Mahony S.M., Cryan J.F., Downer E.J., Toulouse A. Assessment of Thiel-Embalmed Cadavers as a Teaching Tool for Oral Anatomy and Local Anesthesia. — J Dent Educ. — 2017; 81 (4): 420—6. PMID: 28365606
  3. Hanson C., Wilkinson T., Macluskey M. Do dental undergraduates think that Thiel-embalmed cadavers are a more realistic model for teaching exodontia? — Eur J Dent Educ. — 2018; 22 (1): e14—e18. PMID: 27995728
  4. Brand H.S., Kuin D., Baart J.A. A survey of local anaesthesia education in European dental schools. — Eur J Dent Educ. — 2008; 12 (2): 85—8. PMID: 18412736
  5. Tomruk C.Ö., Oktay İ., Sençift K. A survey of local anesthesia education in Turkish dental schools. — J Dent Educ. — 2013; 77 (3): 348—50. PMID: 23486900
  6. Севбитов А.В., Адмакин О.И., Васильев Ю.Л., Скатова Е.А., Митин Н.Е., Гришин М.И. Интеграция симуляторов 5 уровня реалистичности в образовательный процесс на стоматологическом факультете. — Наука молодых. — 2016; 2: 109—13. eLIBRARY ID: 26235686
  7. Kary A.L., Gomez J., Raffaelli S.D., Levine M.H. Preclinical local anesthesia education in dental schools: A systematic review. — J Dent Educ. — 2018; 82 (10): 1059—64. PMID: 30275140
  8. Mukhopadhyay S, Kruger E, Tennant M. YouTube: a new way of supplementing traditional methods in dental education. — J Dent Educ. — 2014; 78 (11): 1568—71. PMID: 25362699
  9. Maruthingal S., Mohan D., Maroli R.K., Alahmari A., Alqahtani A., Alsadoon M. A comparative evaluation of 4% articaine and 2% lidocaine in mandibular buccal infiltration anesthesia: A clinical study. — J Int Soc Prev Community Dent. — 2015; 5 (6): 463—9. PMID: 26759799
  10. Knipfer C., Rohde M., Oetter N., Muench T., Kesting M.R., Stelzle F. Local anaesthesia training for undergraduate students — how big is the step from model to man? — BMC Med Educ. — 2018; 18 (1): 308. PMID: 30547783
  11. Васильев Ю.Л. Анатомо-экспериментальное и клиническое обоснование эффективности персонализированного местного обезболивания в стоматологии: дис. … д.м.н. — М., 2019. — 301 с.

Опубликовано

13.01.2021