Исследование эмпатии и позитивного мышления врача-стоматолога как условия профессиональной компетентности

Авторы

  • И.Н. Чечина 1, к.м.н., доцент кафедры стоматологии детского возраста, директор симуляционного центра
  • Ю.Ю. Гуревич 1, к.м.н., доцент кафедры ортопедической стоматологии
  • Ю.Ю. Гуревич 1, к.м.н., доцент кафедры ортопедической стоматологии
  • Е.А. Подзорова 1, к.м.н., доцент кафедры стоматологии детского возраста
  • Т.В. Воблова , к.м.н., доцент кафедры терапевтической стоматологии
  • К.О. Кудрина 1, ассистент кафедры стоматологии детского возраста
  • 1 Алтайский государственный медицинский университет

DOI:

10.37988/1811-153X_2020_3_48

Аннотация

Профессионально ориентированный подход в современной стоматологии требует формирования у врача-стоматолога навыков коммуникации, способности установки благоприятного психоэмоционального контакта с пациентом, поскольку страх перед стоматологическим лечением у многих пациентов оказывается слишком сильным. Непринужденные и доверительные взаимоотношения врача и пациента улучшают результат лечения. Пациенты, которые с врачом чувствуют себя спокойно, легче переносят стоматологические вмешательства, нуждаются в меньших дозах седативных и анестезирующих препаратов. Большое волнение или страх пациента заставляют его сознательно или подсознательно сопротивляться действиям врача, результатом чего являются неприятные ощущения как у пациента, так и у врача, повышается вероятность развития осложнений общего характера (обморок, гипертонический криз, коллапс и др.). Цель исследования — изучение эмпатии и позитивного мышления врачей-стоматологов, преподавателей клинических кафедр стоматологического факультета Алтайского государственного медицинского университета (АГМУ). Именно эти качества являются инвариантными составляющими личности и важными условиями для формирования профессиональной компетентности. Материалы и методы. Проведено исследование 38 врачей-стоматологов, преподавателей клинических кафедр стоматологического факультета АГМУ. Уровни эмпатии и выраженность различных каналов эмпатии у врачей-стоматологов оценивали по методике В.В. Бойко. Для выявления уровня позитивного стиля мышления у врачей была использована методика Л.М. Рудиной. Результаты. Общий показатель уровня эмпатии в исследуемой группе врачей-стоматологов в целом соответствует уровню выше среднего. Результаты теста на оптимизм показали, что позитивный стиль мышления сформирован у врачей в 75% случаев. Выводы. Представители исследуемой группы медицинских работников не испытывают затруднения в установлении психоэмоционального контакта с пациентами.

Ключевые слова:

стоматология, коммуникативные навыки, профессиональный уровень врача-стоматолога, эмпатия, позитивное мышление, профессиональная компетентность

Для цитирования

[1]
Чечина И.Н., Гуревич Ю.Ю., Гуревич Ю.Ю., Подзорова Е.А., Воблова Т.В., Кудрина К.О. Исследование эмпатии и позитивного мышления врача-стоматолога как условия профессиональной компетентности. — Клиническая стоматология. — 2020; 3 48-52. DOI: 10.37988/1811-153X_2020_3_48

Список литературы

  1. Старичков Д.А. Установление и поддержание качественного контакта у врача в первом интервью с пациентом. — Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2006; 2: 97—100.
  2. Мадалиева С.Х., Асимов М.А., Ерназарова С.Т. Формирование и развитие коммуникативной компетентности врача. — Научное обозрение. Педагогические науки. — 2016; 2: 66—73. eLIBRARY ID: 26685923
  3. Долгова В.И., Мельник Е.В., Петрова Н.М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях. — Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015; 31: 86—90. eLIBRARY ID: 24922625
  4. Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии. — Журнал практической психологии и психоанализа. — 2000; 1. https://psyjournal.ru
  5. Бойко В.В. Психоэнергетика. — СПб.: Питер, 2008. — С. 117—131.
  6. Киреева М.В., Грибанова О.Н. Проблема позитивного мышления в отечественной и зарубежной психологии. — Интернет-журнал Науковедение. — 2014; 4 (23): 39. eLIBRARY ID: 22675635
  7. Рудина Л.М. Формирование конструктивного мышления как повышение адаптивности индивида в современном мире. — М.: МосГУ, 2013. — с. 7—26.
  8. Крюкова Т.Л. Оптимизм/пессимизм в совладающем поведении субъекта: межпоколенческий аспект. — В сб. матер. II Сибирского психологического форума «Психологическое исследование: теория, методология, практика». — Томск: Томский государственный университет, 2007. — С. 236—242.
  9. Селигман М. Новая позитивная психология. Научный взгляд на счастье и смысл жизни. — М.: София, 2006. — C. 168—176.
  10. Орлов Ю.М. Саногенное мышление. — М.: Просвещение, 2000. — С. 12—29.

Загрузки

Опубликовано

15.09.2020