DOI:

10.37988/1811-153X_2018_4_74

Modern aspects of quality control and safety of medical practice and examination of the quality of dental care for diseases of the pulp and periapical tissues (literature review)

Authors

  • E.A. Lavrenjuk 1, assistant at the Therapeutic and pediatric dentistry Department
  • 1 Ryazan State Medical University, 390026, Ryazan, Russia

Abstract

The importance of quality control and safety of medical practice is now increasingly recognized by the medical community. The current legal framework as a whole provides an opportunity to implement measures to control the quality and safety of medical practice, and the regulatory legal framework requires further refinement and bringing it in line with current legislation. Qualitative and complete filling in of medical records, and in the first place medical records of the dental patient (ISSD), is an important criterion when examining the quality of medical dental care. Many authors note that the medical record of a dental patient is not only the most important legal document, but also a certain indicator of the level of professional competence of a dentist. Maintaining a medical record of the dental patient must be accurate and reflect all stages of the diagnostic examination and treatment of patients.

Key words:

quality control and safety of medical activity, examination of the quality of medical care, medical record of the dental patient, pulp and periapical tissue diseases

For Citation

[1]
Lavrenjuk E.A. Modern aspects of quality control and safety of medical practice and examination of the quality of dental care for diseases of the pulp and periapical tissues (literature review). Clinical Dentistry (Russia).  2018; 4 (88): 74—79. DOI: 10.37988/1811-153X_2018_4_74

References

  1. Алимский В.А. Принципиальные подходы к формированию системы оценок качества стоматологической помощи населению. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2004; 3 (14): 22-3.
  2. Алпатова В.Г. и др. Анализ результатов эндодонтического лечения постоянных зубов у подростков и лиц молодого возраста. - Российская стоматология. - 2009; 2 (1): 30-5.
  3. Антонова И.Н., Ткаченко Т.Б., Эмануэль Ю.В., Хотин А.Л. Система менеджмента качества в стоматологии: особенности разработки, внедрения и функционирования. - Институт стоматологии. - 2012; 3 (56): 57-9.
  4. Бойко В.В., Кураскуа А.А. Документно-информационное сопровождение пациента в клинике по векторному принципу. - В сб. матер. XIV и XV Всероссийских научно-практических конференций и тр. X съезда Стоматологической ассоциации России. - М., 2005. - С. 167-169.
  5. Бондаренко Н.Н. Механизм объективной оценки в системе управления качеством оказания стоматологических услуг: автореф. дис. … к.м.н. - М., 2007. - 43 с.
  6. Бондаренко Н.Н., Лукиных Л.М. Оценка качества ведения медицинской карты стоматологического больного. - Стоматолог. - 2006; 8: 8-11.
  7. Вагнер В.Д., Булычева Е.А. Качество стоматологической помощи: характеристики и критерии. - Стоматология. - 2017; 96 (1): 23-4.
  8. Вагнер В.Д., Лапина А.К., Смирнова Л.Е., Старикова Н.В. Протокол экспертизы качества заполнения медицинской карты ортодонтического пациента при диагностике зубочелюстных аномалий и деформаций. - Клиническая стоматология. - 2016; 1 (77): 36-8.
  9. Вещева Ю.Г. Экспертный анализ ошибок и осложнений эндодонтического лечения (медико-правовые аспекты): дис. … к.м.н. - М., 2005. - 222 с.
  10. Гажва С.И., Абрамова Е.Е. Качество медицинской документации - залог успеха врача-стоматолога. - В сб. матер. XIV и XV Всероссийских научно-практических конференций и тр. X съезда Стоматологической ассоциации России. - М., 2005. - С. 169-171.
  11. Гажва С.И., Алешина О.А. Анализ качества стоматологической ортопедической услуги по данным медицинской документации. - Медицинский альманах. - 2011; 2: 32-5.
  12. Диева Т.В., Лабунец В.А., Диев Е.В., Романова Ю.Г., Садовский В.В. Качественные и количественные показатели работы стоматологов-ортопедов и зубных техников и их оптимальное соотношение в структуре стоматологических учреждений. - Российский стоматологический журнал. - 2014; 4: 48-51.
  13. Зарипова Э.М., Зарипов И.Л., Чернавский А.Ф. Оценка качества оказания медицинской помощи как одна из важнейших составляющих стратегии успешной работы клиники. - В сб. ст. междунар. научно-практ. конф. «Качество оказания медицинской стоматологической помощи: способы достижения, критерии и методы оценки» (17-18 марта 2016 г.). - Казань: КГУ, 2016. - С. 86-91.
  14. Измайлова З.М., Салеев Ф.А., Бочковская Е.О., Лавренюк Е.А. Экспертиза качества медицинской помощи. - Стоматология. - 2017; 6: 106-7.
  15. Исмаилов А.А. Критерии оценки стоматологической помощи населению. - Молодой ученый. - 2016; 7: 395-8.
  16. Калашников В.Н. Научное обоснование модели стратегического развития стоматологической службы региона и системы управления качеством медицинских услуг: автореф. дис. … д.м.н. - Ростов, 2008. - 47 с.
  17. Камалян А.В. Критерии экспертной оценки ошибок и осложнений при стоматологической имплантации (медико-правовые аспекты): автореф. дис. … к.м.н. - М., 2007. - 23 с.
  18. Карпова О.В. Экспертиза качества стоматологической помощи по первичной медицинской документации. - Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. - 2015; 7.
  19. Кокунова А.С. Повышение эффективности лечения больных с осложнениями кариеса зубов: автореф. дис. … к.м.н. - Пермь, 2016.
  20. Колябина Ю.В. Оптимизация контроля качества лечебно-профилактической помощи в ведомственной стоматологической клинике: дис. … к.м.н. - М., 2010. - 103 с.
  21. Кулаков А.А., Шестаков В.Т., Аржанцев А.П. и др. Экспертиза качества оказания стоматологической помощи (клинические аспекты). - М., 2012.
  22. Лапина А.К., Вагнер В.Д. и др. Оценка качества заполнения медицинской документации в стоматологических поликлиниках Волгограда. - Волгоградский научно-медицинский журнал. - 2017; 3: 3-10.
  23. Лапина А.К., Стволыгин А.В. и др. Оценка качества заполнения медицинской документации в частных медицинских организациях города Иваново. - Стоматология для всех. - 2017; 4 (81): 54-58.
  24. Лебеденко И.Ю., Арутюнова С.Д., Ряховский А.Н. (ред.). Ортопедическая стоматология: национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 824 с.
  25. Леонтьев В.К., Константинович Л.В. Модели стоматологической помощи населению в условиях рынка. - Современная стоматология. - 2010; 1: 7-9.
  26. Лядова М.В., Тучик Е.С. Вопросы экспертизы качества медицинской помощи в свете изменений в законодательстве и развития стандартизации здравоохранения Российской Федерации. - Здравоохранение Российской Федерации. - 2014; 1: 34-7.
  27. Максимовский Ю.М., Вагнер В.Д. Рекомендации по эндодонтическому лечению. Общие положения. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2004; 3 (14): 10-4.
  28. Малый А.Ю. (ред.), Тимофеева-Кольцова Т.П., Ирошникова Е.С. и др. Методы обследования, диагностики, профилактики и ортопедического лечения пациентов с дефектами твердых тканей зубов и зубных рядов несъемными конструкциями зубных протезов: методические указания для студентов: в 2 частях. - М.: МГМСУ, 2009. - Ч. 2. - 72 с.
  29. Малый А.Ю., Ирошникова Е.С., Шиханов А.В. и др. Анализ результатов работы городской комиссии по экспертизе качества ортопедического лечения и изготовления зубных протезов Москвы за 15 лет. - Dental Forum. -2015; 2: 30-4.
  30. Малый А.Ю., Бычкова Н.В.,Титкина Н.А., Эктова А.И. Доказательная медицина как основа разработки протоколов ведения стоматологических больных. - Стоматология. -2009; 3 (88): 13-6.
  31. Нагаев Р.Я., Алалыкин А.Е., Ахмерова С.Г. Анализ качества стоматологической помощи по результатам экспертной оценки. - Медицинский вестник Башкортостана. - 2015; 10 (1): 17-20.
  32. Николаев А.И., Цепов Л.М., Галанова Т.А., Николаева Е.А. Три уровня эндодонтического лечения в современной российской стоматологии (дискуссионная статья). - Эндодонтия today. - 2015; 2: 31-5.
  33. Пивень Д.В., Кицул И.С. Обеспечение прав пациента и необходимость разработки в медицинской организации соответствующих внутренних регламентирующих документов. - Менеджер здравоохранения. - 2013; 4: 6-12.
  34. Попова Т.Г. Критерии экспертной оценки профессиональных ошибок и дефектов оказания медицинской помощи на всех этапах стоматологического лечения: автореф. дис. … к.м.н. - М., 2008. - 45 с.
  35. Ревазова З.Э., Вагнер В.Д., Дмитриева П.А. Полнота обследования стоматологических больных при пародонтите. - Институт стоматологии. - 2013; 2 (59): 97-100.
  36. Селиверстова Е.А. Экспертиза медицинской карты стоматологического больного пациентов с болезнями слизистой оболочки рта. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2014; 2 (43): 43-5.
  37. Селиверстова Е.А., Вагнер В.Д. Законодательные и нормативные правовые требования к клиническим рекомендациям (протоколам лечения). - Институт стоматологии. - 2013; 4: 30-1.
  38. Селиверстова Е.А., Смирнова Л.Е. Анализ медицинских карт стоматологического больного в разделе диагностики лейкоплакии и красного плоского лишая. - Стоматология. - 2015; 6: 59.
  39. Серегин С.С. Использование медицинских информационных систем в клинике при дентальной имплантации: автореф. дис. … к.м.н. - М., 2016. - 26 с.
  40. Сквирская Г.П., Пушкова С.И. Анализ федеральной нормативно-правовой базы в сфере оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации. - Российский медицинский журнал. - 2015; 2: 9-12.
  41. Смирнова Л.Е., Лавренюк Е.А. Экспертиза качества оказания стоматологической терапевтической помощи. - Клиническая стоматология. - 2017; 3: 68-71.
  42. Суворов К.А. Комплексная оценка реализации протокола ведения больных «Кариес зубов» в целях повышения качества проводимого лечения: автореф. дис. … к.м.н. - М., 2012. - 31 с.
  43. Трезубов В.В. Концептуальные, клинические и организационные подходы к системе экспертных оценок качества ортопедической стоматологической помощи населению: автореф. дис. … д.м.н. - М., 2012. - 35 с.
  44. Трусова Л.Н., Рассказова В.Н., Каращук Е.В., Косая А.В., Потоцкий В.А. Оценка деятельности стоматологических организаций государственной и частной системы здравоохранения. - Институт стоматологии. - 2012; 3 (56): 14-6.
  45. Тучик Е.С., Полуев В.И., Логинов А.А. Еще раз к вопросу о значении медицинской документации. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2002; 2 (7): 11-13.
  46. Умарова Д.А. Использование технологий эндодонтического лечения в Чеченской Республике и их материально-техническое обеспечение: дис. … к.м.н. - М., 2011. - 137 с.
  47. Филимонова Л.Б. Обеспечение качества медицинских услуг населению в условиях базовой стоматологической поликлиники: дис. … к.м.н. - Н. Новгород, 2009. - 122 с.
  48. Хавкина Е.Ю., Олесова В.Н., Уйба В.В., Макеев А.А, Максюков С.Ю. Совершенствование оценки качества лечебно-профилактической помощи в ведомственной стоматологической клинике. - Стоматология. - 2011; 90: 23-4.
  49. Шакеров Р.И. Клинико-экспертная оценка ошибок и осложнений при протезировании на дентальных имплантантах: дис. … к.м.н. - Н. Новгород, 2009. - 139 с.
  50. Шибков Н.А., Жабоев М.М. Роль стандартов в совершенствовании стоматологической помощи в системе здравоохранения крупного города. - Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2012; 9-10: 46-8.
  51. Шульган С.В., Калинина Т.В., Матвеев А.М. Анализ качества ведения медицинской документации в стоматологических поликлиниках г. Минска. - В кн.: Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - Минск: Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения, 2016. - С. 72-80.
  52. Янушевич О.О., Гринин В.М. Современные организационные подходы к обеспечению качества стоматологической помощи. - Российская стоматология. - 2009; 2 (1): 5-8.
  53. DiGangi P. Dental electronic health records: meaningful and useful. - Dental Economics. - 2013; 3: 93-100.
  54. Donabedian A. Evaluating the quality of medical care. - Milbank Q. - 1966; 44: 166-203.
  55. Federal Joint Committee (GB-A). Quality management guideline for dental care. - 2006.http://www.eazf.de/doc/Dokumente/QM-Richtlinie_GBA.pdf
  56. Mills I., Batchelor P. Quality indicators: the rationale behind their use in NHS dentistry. - Br Dent J. - 2011; 211: 11-5. DOI: https://dx.doi.org/10.1038/sj.bdj.2011.521
  57. Ovretveit J. Оптимальные стратегии улучшения качества стационарной помощи. - Главный врач. - 2017; 8: 51-66.

Published on

December 1, 2018