Современные аспекты контроля качества и безопасности медицинской деятельности и экспертизы качества стоматологической помощи при болезнях пульпы и периапикальных тканей (обзор литературы)

Авторы

  • Е.А. Лавренюк 1 ассистент кафедры терапевтической и детской стоматологии
  • 1 РязГМУ

DOI:

10.37988/1811-153X_2018_4_74

Аннотация

Важность контроля качества и безопасности медицинской деятельности сейчас все больше осознается медицинским сообществом. Существующая законодательная база в целом обеспечивает возможность реализации мер по контролю качества и безопасности медицинской деятельности, а нормативная правовая база требует дальнейшей доработки и приведения ее в соответствие с действующим законодательством. Качественное и полное заполнение медицинской документации, и в первую очередь медицинской карты стоматологического больного (МКСБ), является важным критерием при проведении экспертизы качества медицинской стоматологической помощи. Многие авторы отмечают, что МКСБ является не только важнейшим юридическим документом, но и определенным показателем уровня профессиональной компетентности врача-стоматолога. Ведение МКСБ должно быть аккуратным и отражать все этапы диагностического обследования и лечения пациентов.

Ключевые слова:

контроль качества и безопасность медицинской деятельности, экспертиза качества медицинской помощи, медицинская карта стоматологического больного, болезни пульпы и периапикальных тканей

Для цитирования

[1]
Лавренюк Е.А. Современные аспекты контроля качества и безопасности медицинской деятельности и экспертизы качества стоматологической помощи при болезнях пульпы и периапикальных тканей (обзор литературы). — Клиническая стоматология. — 2018; 4 (88): 74-79. DOI: 10.37988/1811-153X_2018_4_74

Список литературы

  1. Алимский В.А. Принципиальные подходы к формированию системы оценок качества стоматологической помощи населению. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2004; 3 (14): 22-3.
  2. Алпатова В.Г. и др. Анализ результатов эндодонтического лечения постоянных зубов у подростков и лиц молодого возраста. - Российская стоматология. - 2009; 2 (1): 30-5.
  3. Антонова И.Н., Ткаченко Т.Б., Эмануэль Ю.В., Хотин А.Л. Система менеджмента качества в стоматологии: особенности разработки, внедрения и функционирования. - Институт стоматологии. - 2012; 3 (56): 57-9.
  4. Бойко В.В., Кураскуа А.А. Документно-информационное сопровождение пациента в клинике по векторному принципу. - В сб. матер. XIV и XV Всероссийских научно-практических конференций и тр. X съезда Стоматологической ассоциации России. - М., 2005. - С. 167-169.
  5. Бондаренко Н.Н. Механизм объективной оценки в системе управления качеством оказания стоматологических услуг: автореф. дис. … к.м.н. - М., 2007. - 43 с.
  6. Бондаренко Н.Н., Лукиных Л.М. Оценка качества ведения медицинской карты стоматологического больного. - Стоматолог. - 2006; 8: 8-11.
  7. Вагнер В.Д., Булычева Е.А. Качество стоматологической помощи: характеристики и критерии. - Стоматология. - 2017; 96 (1): 23-4.
  8. Вагнер В.Д., Лапина А.К., Смирнова Л.Е., Старикова Н.В. Протокол экспертизы качества заполнения медицинской карты ортодонтического пациента при диагностике зубочелюстных аномалий и деформаций. - Клиническая стоматология. - 2016; 1 (77): 36-8.
  9. Вещева Ю.Г. Экспертный анализ ошибок и осложнений эндодонтического лечения (медико-правовые аспекты): дис. … к.м.н. - М., 2005. - 222 с.
  10. Гажва С.И., Абрамова Е.Е. Качество медицинской документации - залог успеха врача-стоматолога. - В сб. матер. XIV и XV Всероссийских научно-практических конференций и тр. X съезда Стоматологической ассоциации России. - М., 2005. - С. 169-171.
  11. Гажва С.И., Алешина О.А. Анализ качества стоматологической ортопедической услуги по данным медицинской документации. - Медицинский альманах. - 2011; 2: 32-5.
  12. Диева Т.В., Лабунец В.А., Диев Е.В., Романова Ю.Г., Садовский В.В. Качественные и количественные показатели работы стоматологов-ортопедов и зубных техников и их оптимальное соотношение в структуре стоматологических учреждений. - Российский стоматологический журнал. - 2014; 4: 48-51.
  13. Зарипова Э.М., Зарипов И.Л., Чернавский А.Ф. Оценка качества оказания медицинской помощи как одна из важнейших составляющих стратегии успешной работы клиники. - В сб. ст. междунар. научно-практ. конф. «Качество оказания медицинской стоматологической помощи: способы достижения, критерии и методы оценки» (17-18 марта 2016 г.). - Казань: КГУ, 2016. - С. 86-91.
  14. Измайлова З.М., Салеев Ф.А., Бочковская Е.О., Лавренюк Е.А. Экспертиза качества медицинской помощи. - Стоматология. - 2017; 6: 106-7.
  15. Исмаилов А.А. Критерии оценки стоматологической помощи населению. - Молодой ученый. - 2016; 7: 395-8.
  16. Калашников В.Н. Научное обоснование модели стратегического развития стоматологической службы региона и системы управления качеством медицинских услуг: автореф. дис. … д.м.н. - Ростов, 2008. - 47 с.
  17. Камалян А.В. Критерии экспертной оценки ошибок и осложнений при стоматологической имплантации (медико-правовые аспекты): автореф. дис. … к.м.н. - М., 2007. - 23 с.
  18. Карпова О.В. Экспертиза качества стоматологической помощи по первичной медицинской документации. - Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. - 2015; 7.
  19. Кокунова А.С. Повышение эффективности лечения больных с осложнениями кариеса зубов: автореф. дис. … к.м.н. - Пермь, 2016.
  20. Колябина Ю.В. Оптимизация контроля качества лечебно-профилактической помощи в ведомственной стоматологической клинике: дис. … к.м.н. - М., 2010. - 103 с.
  21. Кулаков А.А., Шестаков В.Т., Аржанцев А.П. и др. Экспертиза качества оказания стоматологической помощи (клинические аспекты). - М., 2012.
  22. Лапина А.К., Вагнер В.Д. и др. Оценка качества заполнения медицинской документации в стоматологических поликлиниках Волгограда. - Волгоградский научно-медицинский журнал. - 2017; 3: 3-10.
  23. Лапина А.К., Стволыгин А.В. и др. Оценка качества заполнения медицинской документации в частных медицинских организациях города Иваново. - Стоматология для всех. - 2017; 4 (81): 54-58.
  24. Лебеденко И.Ю., Арутюнова С.Д., Ряховский А.Н. (ред.). Ортопедическая стоматология: национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 824 с.
  25. Леонтьев В.К., Константинович Л.В. Модели стоматологической помощи населению в условиях рынка. - Современная стоматология. - 2010; 1: 7-9.
  26. Лядова М.В., Тучик Е.С. Вопросы экспертизы качества медицинской помощи в свете изменений в законодательстве и развития стандартизации здравоохранения Российской Федерации. - Здравоохранение Российской Федерации. - 2014; 1: 34-7.
  27. Максимовский Ю.М., Вагнер В.Д. Рекомендации по эндодонтическому лечению. Общие положения. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2004; 3 (14): 10-4.
  28. Малый А.Ю. (ред.), Тимофеева-Кольцова Т.П., Ирошникова Е.С. и др. Методы обследования, диагностики, профилактики и ортопедического лечения пациентов с дефектами твердых тканей зубов и зубных рядов несъемными конструкциями зубных протезов: методические указания для студентов: в 2 частях. - М.: МГМСУ, 2009. - Ч. 2. - 72 с.
  29. Малый А.Ю., Ирошникова Е.С., Шиханов А.В. и др. Анализ результатов работы городской комиссии по экспертизе качества ортопедического лечения и изготовления зубных протезов Москвы за 15 лет. - Dental Forum. -2015; 2: 30-4.
  30. Малый А.Ю., Бычкова Н.В.,Титкина Н.А., Эктова А.И. Доказательная медицина как основа разработки протоколов ведения стоматологических больных. - Стоматология. -2009; 3 (88): 13-6.
  31. Нагаев Р.Я., Алалыкин А.Е., Ахмерова С.Г. Анализ качества стоматологической помощи по результатам экспертной оценки. - Медицинский вестник Башкортостана. - 2015; 10 (1): 17-20.
  32. Николаев А.И., Цепов Л.М., Галанова Т.А., Николаева Е.А. Три уровня эндодонтического лечения в современной российской стоматологии (дискуссионная статья). - Эндодонтия today. - 2015; 2: 31-5.
  33. Пивень Д.В., Кицул И.С. Обеспечение прав пациента и необходимость разработки в медицинской организации соответствующих внутренних регламентирующих документов. - Менеджер здравоохранения. - 2013; 4: 6-12.
  34. Попова Т.Г. Критерии экспертной оценки профессиональных ошибок и дефектов оказания медицинской помощи на всех этапах стоматологического лечения: автореф. дис. … к.м.н. - М., 2008. - 45 с.
  35. Ревазова З.Э., Вагнер В.Д., Дмитриева П.А. Полнота обследования стоматологических больных при пародонтите. - Институт стоматологии. - 2013; 2 (59): 97-100.
  36. Селиверстова Е.А. Экспертиза медицинской карты стоматологического больного пациентов с болезнями слизистой оболочки рта. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2014; 2 (43): 43-5.
  37. Селиверстова Е.А., Вагнер В.Д. Законодательные и нормативные правовые требования к клиническим рекомендациям (протоколам лечения). - Институт стоматологии. - 2013; 4: 30-1.
  38. Селиверстова Е.А., Смирнова Л.Е. Анализ медицинских карт стоматологического больного в разделе диагностики лейкоплакии и красного плоского лишая. - Стоматология. - 2015; 6: 59.
  39. Серегин С.С. Использование медицинских информационных систем в клинике при дентальной имплантации: автореф. дис. … к.м.н. - М., 2016. - 26 с.
  40. Сквирская Г.П., Пушкова С.И. Анализ федеральной нормативно-правовой базы в сфере оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации. - Российский медицинский журнал. - 2015; 2: 9-12.
  41. Смирнова Л.Е., Лавренюк Е.А. Экспертиза качества оказания стоматологической терапевтической помощи. - Клиническая стоматология. - 2017; 3: 68-71.
  42. Суворов К.А. Комплексная оценка реализации протокола ведения больных «Кариес зубов» в целях повышения качества проводимого лечения: автореф. дис. … к.м.н. - М., 2012. - 31 с.
  43. Трезубов В.В. Концептуальные, клинические и организационные подходы к системе экспертных оценок качества ортопедической стоматологической помощи населению: автореф. дис. … д.м.н. - М., 2012. - 35 с.
  44. Трусова Л.Н., Рассказова В.Н., Каращук Е.В., Косая А.В., Потоцкий В.А. Оценка деятельности стоматологических организаций государственной и частной системы здравоохранения. - Институт стоматологии. - 2012; 3 (56): 14-6.
  45. Тучик Е.С., Полуев В.И., Логинов А.А. Еще раз к вопросу о значении медицинской документации. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2002; 2 (7): 11-13.
  46. Умарова Д.А. Использование технологий эндодонтического лечения в Чеченской Республике и их материально-техническое обеспечение: дис. … к.м.н. - М., 2011. - 137 с.
  47. Филимонова Л.Б. Обеспечение качества медицинских услуг населению в условиях базовой стоматологической поликлиники: дис. … к.м.н. - Н. Новгород, 2009. - 122 с.
  48. Хавкина Е.Ю., Олесова В.Н., Уйба В.В., Макеев А.А, Максюков С.Ю. Совершенствование оценки качества лечебно-профилактической помощи в ведомственной стоматологической клинике. - Стоматология. - 2011; 90: 23-4.
  49. Шакеров Р.И. Клинико-экспертная оценка ошибок и осложнений при протезировании на дентальных имплантантах: дис. … к.м.н. - Н. Новгород, 2009. - 139 с.
  50. Шибков Н.А., Жабоев М.М. Роль стандартов в совершенствовании стоматологической помощи в системе здравоохранения крупного города. - Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2012; 9-10: 46-8.
  51. Шульган С.В., Калинина Т.В., Матвеев А.М. Анализ качества ведения медицинской документации в стоматологических поликлиниках г. Минска. - В кн.: Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - Минск: Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения, 2016. - С. 72-80.
  52. Янушевич О.О., Гринин В.М. Современные организационные подходы к обеспечению качества стоматологической помощи. - Российская стоматология. - 2009; 2 (1): 5-8.
  53. DiGangi P. Dental electronic health records: meaningful and useful. - Dental Economics. - 2013; 3: 93-100.
  54. Donabedian A. Evaluating the quality of medical care. - Milbank Q. - 1966; 44: 166-203.
  55. Federal Joint Committee (GB-A). Quality management guideline for dental care. - 2006.http://www.eazf.de/doc/Dokumente/QM-Richtlinie_GBA.pdf
  56. Mills I., Batchelor P. Quality indicators: the rationale behind their use in NHS dentistry. - Br Dent J. - 2011; 211: 11-5. DOI: https://dx.doi.org/10.1038/sj.bdj.2011.521
  57. Ovretveit J. Оптимальные стратегии улучшения качества стационарной помощи. - Главный врач. - 2017; 8: 51-66.

Загрузки

Опубликован

01.12.2018