Роль и значение медицинской документации для экспертизы качества стоматологической помощи. Обзор литературы (часть 1)

Авторы

  • Е.О. Бочковская 1, врач-стоматолог-ортопед
  • 1 ЛДЦ «Оника», Санкт-Петербург

Аннотация

Стоматологическим сообществом осознается необходимость контроля качества и безопасности медицинской деятельности и важность экспертизы качества медицинской помощи. Законодательная база в целом обеспечивает действенность контроля качества и безопасности медицинской деятельности и экспертизы качества медицинской помощи, а нормативная правовая требует доработки в целях приведения ее в соответствие с ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. Одним из требований к медицинским организациям, независимо от их организационно-правовой основы и формы собственности, при лицензировании является ведение медицинской документации в строгом соответствии с нормативными актами Минздрава России. Некоторые авторы указывают, что медицинская карта стоматологического больного является обязательным официальным не только врачебным и юридическим документом, но и аттестатом врачебной зрелости, свидетельствующим об уровне клинического мышления и профессиональной компетентности врача. Она предназначена для непрерывной регистрации состояния больного и результатов лечения.

Ключевые слова:

контроль качества и безопасности медицинской деятельности, экспертиза качества медицинской помощи, медицинская карта стоматологического больного

Для цитирования

[1]
Бочковская Е.О. Роль и значение медицинской документации для экспертизы качества стоматологической помощи. Обзор литературы (часть 1). — Клиническая стоматология. — 2017; 2 (82): 74—79

Список литературы

  1. Аванесов А.М., Сагина О.В. Контроль качества оказания лечебно-профилактической стоматологической помощи населению РФ. Методические рекомендации. - М.: РУДН, 2004. - 33 с.
  2. Алимский А.В. Принципиальные подходы к формированию системы оценок качества стоматологической помощи населению. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2004; 3: 22-4.
  3. Алпатова Л.М. Программный метод экспертной оценки качества лечения зубов. - Стоматология для всех. - 2000; 4: 47-9.
  4. Ананьева Н.Г. Совершенствование системы экспертизы качества стоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности: автореф. дис. … к.м.н. - 2000. - 21 с.
  5. Баученкова Л.А., Смирнова Л.Е., Вагнер В.Д. Экспертная оценка заполнения медицинской карты стоматологического больного при болезнях периапикальных тканей. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2014; 2 (43): 40-2.
  6. Бикулич И.В. Основные направления совершенствования экспертизы качества стоматологической помощи при реализации программ ДМС: дис. … к.м.н. - М., 2004. - 221 с.
  7. Бойко В.В., Кураскуа А.А. Документно-информационное сопровождение пациента в клинике по векторному принципу. - Материалы XIV и XV Всероссийских научно-практических конференций и Труды Х съезда Стоматологической ассоциации России. - М., 2005. - С. 167-169.
  8. Бутова В.Г., Зимина Э.В., Каплан М.З. Управление качеством стоматологической помощи. - М.: STBOOK, 2007. - 224 с.
  9. Вагнер В.Д., Дейнеко Л.Г., Калбаев А.А. Значение медицинской документации для анализа производственной деятельности стоматологической поликлиники. - Институт стоматологии. -2004; 4 (25): 6-7.
  10. Вагнер В.Д., Семенюк В.М., Чекунков О.В. Путеводитель по стоматологии ортопедической. - М.: Медицинская книга; Н. Новгород: НижГМА, 2004. - 581 с.
  11. Михайлов С.М., Цветков А.Н., Карачевцева М.А. и др. Выбор метода вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территориальном уровне: метод. пособие. - М.: ФФОМС, 2001. - 92 с.
  12. Гажва С.И., Абрамова Е.Е. Качество медицинской документации - залог успеха врача-стоматолога. - Материалы XIV и XV Всероссийских научно-практических конференций и Труды Х съезда Стоматологической ассоциации России. - М., 2005. - С. 169-171.
  13. Горкина Н.Н., Быкова Е.А. О новом слове в управлении качеством в области стоматологии. - Стоматология сегодня. -2001; 9 (11): 10-1.
  14. Дьяченко В.Г., Курбетьев С.Г., Галеса С.А. Управление качеством услуг в современной стоматологии. - Хабаровск: Амурбланкиздат, 2005. - 467 с.
  15. Смирнова Л.Е., Вагнер В.Д., Гуськов А.В. и др. Законодательное и нормативное правовое обеспечение экспертизы качества стоматологической помощи. - Стоматология. - 2015; 6: 60.
  16. Зарипова Э.М., Зарипов И.Л., Чернавский А.Ф. Оценка качества оказания медицинской помощи, как одна из важнейших составляющих стратегии успешной работы клиники. Качество оказания медицинской стоматологической помощи: способы достижения, критерии и методы оценки. - Сборник статей Международной научно-практической конференции (17-18 марта 2016 г.) - Казань: Казан. ун-т, 2016. - С. 86-91.
  17. Мартыненко В.Ф., Мустафин А.Х., Серегина И.Ф. и др. Использование информационных технологий в управлении качеством медицинской помощи: методические рекомендации МЗ и СР РФ. - М., 2005. - 34 с.
  18. Смирнова Л.Е., Гуськов А.В., Вагнер В.Д. и др. Контроль качества медицинской помощи и его законодательное и нормативное правовое обеспечение. - Стоматология. - 2015; 6: 60-2.
  19. Котенко С.В., Вагнер В.Д., Ивасенко П.И. Организация центров экспертизы в области здравоохранения и административных комиссий в целях обеспечения качества стоматологической помощи населению. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2001; 3: 26-32.
  20. Кудрявцева Т.В., Орехова Л.Ю. Возможные механизмы и уровни контроля качества стоматологической помощи населению. - Стоматология. - 2000; 2: 43-4.
  21. Кулаков А.А., Шестаков В.Т. Основные факторы, определившие необходимость решения проблем экспертизы качества и управления качеством оказания стоматологической помощи. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2009; 1: 35-44.
  22. Вагнер В.Д., Захаров А.В., Гуляева Т.А. и др. Медицинская карта стоматологического больного - документ медицинский или юридический. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2002; 1 (6): 82-3.
  23. Старченко А.А., Зинланд Д.А., Третьякова Е.Н. и др. Менеджмент качества стоматологической помощи: критерии ненадлежащего качества в системе ОМС. - Материалы XXV и XXVI Всероссийских науч.-практ. конф. - М., 2011. - С. 151-154.
  24. Малый А.Ю. (ред.), Тимофеева-Кольцова Т.П., Ирошникова Е.С. и др. Методы обследования, диагностики, профилактики и ортопедического лечения пациентов с дефектами твердых тканей зубов и зубных рядов несъемными конструкциями зубных протезов. Методические указания для студентов в 2 частях. - Ч. 2. - М.: МГМСУ, 2009. - 72 с.
  25. Назаренко Г.И., Полубенцева Е.И. Управление качеством медицинской помощи. - М.: Медицина, 2000. - 367 с.
  26. Низамов И.Р. Цель - повышение качества медицинской помощи населению. - Мед. страхование. - 1996; 13-14: 38-41.
  27. Тучик Е.С., Полуев В.И., Вагнер В.Д. и др. О значении первичной медицинской документации при оценке качества оказания стоматологической помощи пациентам. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2000; 2: 66-7.
  28. Опарко А.А. «ЭЛЕСТОМ» - залог качества оказания стоматологической помощи гражданам России. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2015; 3 (47): 22-9.
  29. Кулаков А.А., Шестаков В.Т., Андреева С.Н. и др. Организация и проведение экспертизы качества стоматологической помощи. - М., 2009. - 122 с.
  30. Кунин В.А., Чередников Е.Ф., Ширяева Л.Р. и др. Организация управления качеством в условиях стоматологической клиники. - Материалы XVI Всероссийской науч.-практ. конф. и Труды XI съезда Стоматологической ассоциации России и VIII съезда стоматологов России. - М., 2006. - С. 131-133.
  31. Лебеденко И.Ю., Арутюнова С.Д., Ряховский А.Н. (ред.). Ортопедическая стоматология: национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 824 с.
  32. Пашинян Г.А., Добровольская Н.Е. Дефекты оформления медицинской документации и их значение для наступления гражданско-правовой ответственности. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2009; 3: 60-5.
  33. Полилов Д.А. Компьютеризация стоматологической клиники: за и против. - Стоматология сегодня. - 2011; 8: 75.
  34. Попова Т.Г. Амбулаторная карта стоматологического больного - важный источник информации в гражданском судопроизводстве. Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. - Всероссийское общество судебных медиков и московское общество судебных медиков. Выпуск № 1. - 2007. - С. 51-52.
  35. Вагнер В.Д., Лапина А.К., Смирнова Л.Е. и др. Протокол экспертизы качества заполнения медицинской карты ортодонтического пациента при диагностике зубочелюстных аномалий и деформаций. - Клиническая стоматология. - 2016; 1 (77): 36-9.
  36. Прохончуков А.А., Вагнер В.Д. Компьютерная версия медицинской карты стоматологического больного - объективная необходимость. - Материалы XIII Всероссийской науч.-практ. конф. - М.: Мед. книга, 2004. - С. 119-121.
  37. Кулаков А.А., Шестаков В.Т., Гветадзе Р.Ш. и др. Роль Центрального научно-исследовательского института стоматологии и челюстно-лицевой хирургии в организации стоматологической службы страны. - М., 2013. - 575 с.
  38. Селиверстова Е.А. Экспертиза медицинской карты стоматологического больного пациентов с болезнями слизистой оболочки рта. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2014; 2 (43): 43-5.
  39. Сенина Л.В. Роль заведующих стоматологическими отделениями детских отделений в обеспечении качества лечебно-профилактической помощи. - Материалы межвузовской научн. конф. с международным участием. - М., 2009. - С. 41-42.
  40. Сенина Л.В., Виноградова О.В. Социальные аспекты контроля качества стоматологической помощи. - Дентал-Юг. - 2012; 8 (104): 48-51.
  41. Серегин С.С. Использование медицинских информационных систем в клинике при дентальной имплантации: автореф. дис. … к.м.н. - М., 2016. - 26 с.
  42. Максимовский Ю.М., Гринин В.М., Бутова В.Г. и др. Совершенствование лечебно-диагностической работы и системы контроля качества в негосударственных организациях. Учебно-методическое пособие. - М., 2002. - 14 с.
  43. Максимовский Ю.М., Аванесов А.М., Дойников А.И. и др. Современные принципы организации работы стоматологических учреждений России. Учебное пособие. - М.: МЦФЭР, 2004. - 480 с.
  44. Соловьева А.М. Разработка документации для проведения экспертной оценки качества эндодонтического лечения. - Эндодонтия today. - 2002; 3-4: 8-10.
  45. Котова Г.Н., Нечаева Е.Н., Гучек П.А. и др. Социологическая оценка качества медицинской помощи. - Здравоохранение РФ. - 2001; 4: 22-6.
  46. Те Е.А., Лахмотко Г.И., Темерханов Ф.Т. Организация системы управления обеспечением качества стоматологической помощи населению Кемеровской области. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2004; 2: 51-6.
  47. Трезубов В.В. Автоматизированная система оценки качества ортопедической стоматологической помощи «ТРЕМИ». - Инф. бюллетень офиц. регистрации программ для ЭВМ, баз данных и типология интегральных микросхем РосАПО. - 2012; 4 (64), ч. 1: 36.
  48. Тучик Е.С., Полуев В.И. Еще раз к вопросу о значении медицинской документации. - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2002; 2 (7): 43-4.
  49. Тучик Е.С., Полуев В.И., Логинов А.А. О значении медицинской документации при спорах о качестве оказания стоматологической услуги (случай из практики). - Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2001; 2 (4): 66-70.
  50. Цимбалистов А.В., Зултан О.Я., Голинской Ю.Г. Анализ конфликтных ситуаций в стоматологической практике Санкт-Петербурга. - Труды V съезда Стоматологической ассоциации России (Москва, 14-17 сентября 1999 г.). - М., 1999. - С. 37-38.
  51. Кулаков А.А., Шестаков В.Т., Аржанцев А.П. и др. Экспертиза качества оказания стоматологической помощи (клинические аспекты). - М., 2012. - 398 с.

Загрузки

Опубликовано

01.06.2017